Транспортно-землеройная машина или грейдер используется не только при строительстве дорог, но так же при возведении гидротехнических сооружений, строительстве ирригационных систем, да и практически на любом объекте промышленного и гражданского строительства.
Они планируют и создают профиль поверхности, возводят насыпи, роют и чистят канавы и кюветы, ровняют щебень, убирают снег.
Грейдеры могут быть прицепными, но в основном используются автогрейдеры. Автогрейдеры делятся по массе и мощности двигателя от легких до 9 тонн и мощности до 50 кВт, до особо тяжелых с массой более 19 тонн и мощностью двигателя более 150 кВт.
В средней части грейдера на поворотном круге установлен отвал, основной рабочий инструмент машины. У прицепных машин предусмотрен удлинитель отвала, что позволяет при мощном тягаче, увеличить производительность.
Управление отвалом может быть механическим или редукторным, гидравлическим, возможен и комбинированный вариант редукторно-гидравлический, существует и пневмоэлектрическое управление.
Ходовая часть грейдеров бывает двухосной или трехосной, привод может осуществляться на одну, две и три оси.
В России грейдеры производят ОАО «Брянский арсенал», ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины», ЗАО «Орловская промышленная компания «Дормаш». В последнее время на российском рынке появляется все больше китайской дорожной техники, качество грейдеров китайского производства, вполне сопоставимо с нашим, но по комфорту для водителя они далеко впереди.